logotype
Michelangelo Merisi da Caravaggio
image1 image2 image3 image3

Караваджо. Медуза Горгона”, Вакх”, Больной Вакх.

МедузаВакхБольной Вакх
Картина итальянского живописца Караваджо “Медуза Горгона”. Размер картины 60 x 56 см, холст, натянутый на щит, масло. Картину художнику заказал кардинал Франческо Мария дель Монте, собираясь преподнести её в качестве подарка (оригинального щита) Фердинанду, великому герцогу Тосканскому.

Горгоны, в греческой мифологии чудовища женского пола. Горгоны представляются в виде крылатых существ с несоразмерно большой головой, высунутым языком, оскаленными зубами и часто со змеями на голове или туловище. Из них Медуза, которую по преимуществу и называют просто Горгоной, была самой ужасной. Она одна была смертна, отчего Персей и мог отрубить ей голову. Из ее крови, оплодотворенной Посейдоном (раньше смертоносного удара Персея), был рожден крылатый конь Пегас. Голова Медузы окаменяла всех, кто на неё смотрел или до неё дотрагивался. Изобразительное искусство долгое время изображало её в отвратительном виде, но позднее, художники стали изображать ее прекрасной, хотя и внушающей ужас, обыкновенно — с крыльями над висками и змеями в волосах. Работа Микеланджело Меризи да Караваджо - одна из лучших картин Медузы Горгоны. 

 Стоявший у истоков барокко, Караваджо (1571-1610) написал картину “Вакх” в еще относительно безмятежный период своей жизни. Отсюда и выбор темы - Вакх, греческий бог вина и веселья, в образе которого мастер показал юношу с томным взглядом, ласковым жестом протягивающего зрителю бокал с вином.

Сильное, мускулистое тело пышет здоровьем, на щеках играет нежный румянец, пухлые губы сочны, а колорит полотна оставляет ощущение праздника. Но фрукты в стоящей перед Вакхом вазе не все так свежи: на яблоке червоточина, виноградные листья в венке героя уже увядают.
Караваджо не боялся изображать жизнь, как она есть, обостренно чувствовал ее скрытый драматизм, что и отразилось в его дальнейшем искусстве, повлиявшем на всю европейскую живопись.

К теме веселого бога художник вернулся еще раз, но написал в его, физически и душевно измотанного болезнью.

Больной Вакх” – была отражением размышлений художника о слабости человеческой жизни. В этой картине впервые проявился драматизм творчества Караваджо, свойственный его поздним трудам.

Пробыв долгое время в больнице, и покинув палату, еще не окончательно выздоровевший живописец под наитием вдохновения достал чистый холст и приступил к работе. Мастер писал автопортрет в образе древнегреческого персонажа Вакха: безжизненный потухший взгляд, бледная желтоватая кожа лица, слабые кисти держат гроздь уже подгнивающего винограда. Голова у Вакха обвита вовсе не традиционным для изображения бога венком виноградных листьев, а увядшими листьями дерева неизвестной породы.

Здоровый, красивый, цветущий бог вина, становится у Караваджо непримечательным, мнимо серьезным, болезненным. Художник будто бы глумится над собственным временным безобразием и бессилием, над земной природой людей, а заодно и над возвышенными идеалами ренессанса.

Безукоризненно прорисованные плоды черного и белого винограда с парой спелых персиков выдают в Караваджо гениального художника натюрмортов. Легко узнаваема рука мастера по ясно выраженной контрастности картины, эмоциональности, пластичности и лаконизму.

Подробнее о жизни и творчестве Меризи да Караваджо:

bio

2017  Меризи да Караваджо   globbers joomla templates
Изобразительное искусство