logotype

Шедевры Караваджо. “Юдифь и Олоферн”.

Юдифь и Олоферн
“Юдифь и Олоферн” – картина итальянского художника Микеланджело да Караваджо, написанная в 1599 году по мотивам ветхозаветной  “Книги Юдифи”.

Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею. Вавилоняне осадили город Ветулию. Надежды для горожан не было никакой. Целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь, надев красивые одежды и взяв с собой служанку, отправилась в стан врага. Она сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он заснул пьяным, она отрезала ему голову и вернулась в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.

Юдифь убила язычника Олоферна за то, что тот напал на её народ и пытался заставить евреев поклоняться Навуходоносору вместо Бога. Юдифь совершила убийство во славу своего единственно истинного бога. Она стала примером в глазах многих религиозных фанатиков, призывавших к убийству еретиков и была образцом добродетели.

Черты лица Юдифи на картине Караваджо выражают не триумф или страсть, а скорее решимость и отвращение. Она убивает Олоферна без применения большой силы, стараясь держаться подальше от своей жертвы. Художник изобразил свою героиню не в шикарном барочном платье, как это делали многие художники того времени, а одел её в лучшие одежды, какие могла себе позволить “женщина из народа”. Возможно, моделью для Юдифи послужила любовница Караваджо Маддалена Антоньетти, которая, согласно полицейскому отчёту 1605 года, занималась проституцией на Пьяцца Навона.

Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Караваджо, который любил изображать кровожадные сцены, запечатлел сам момент обезглавливания, когда голова наполовину отделена от тела, но жертва всё ещё жива. Глаза Олоферна вылезли из орбит, рот замер в крике. Караваджо был зачарован процессом обезглавливания, которое тогда было привычной формой казни для преступников из аристократической среды. Есть предположение, что художник присутствовал на казни Беатриче Ченчи, убившей своего отца, и именно знакомство с обезглавливанием, которому подвергли Беатриче, позволило ему написать с такими

Другая картина “Юдифь и Олоферн”, с большой степенью вероятности принадлежит кисти Караваджо. Она обнаружена на чердаке частного дома, на юго-западе Франции, как сообщает газета Guardian.

Юдифь и Олоферн2
Полотно было найдено в апреле 2014 года при более чем интересных обстоятельствах: в доме протекал потолок, и хозяин поднялся на чердак, где никогда не бывал до этого, чтобы устранить протечку. Там он и обнаружил полотно размером 144х175 см. Французский эксперт Эрик Тюркен предполагает, что произведение, если его подлинность подтвердится, может стоить до €120 млн. По его словам, в картине есть свет и энергия, типичные для Караваджо, безошибочная и твердая рука и живописный стиль. К мнению Тюркена об авторстве Караваджо присоединился и Никола Спиноза, один из крупнейших специалистов по творчеству мастера, бывший директор Национального музея Каподимонте в Неаполе. Впрочем, другой эксперт, Мина Грегори, сомневается в аутентичности картины, одновременно признавая ее высокое качество. Как рассказал Тюркен, некоторые искусствоведы приписывают находку кисти последователя Караваджо Луи Финсона. Как бы то ни было, французское правительство наложило запрет на вывоз картины из страны, пока специалисты Лувра исследуют его.

По словам Эрика Тюркена, “Юдифь и Олоферн” находится в прекрасном состоянии, особенно учитывая тот факт, что она пролежала забытой на чердаке как минимум полтора века. Он очищал и исследовал картину последние два года, с момента ее находки в апреле 2014-го. По мнению искусствоведов, она могла быть написана между 1600 и 1610 годом, после создания более известной версии “Юдифи и Олоферна” 1599 года, выставленной в палаццо Барберини в Риме.

Кроме этой картины Караваджо посвящает обезглавливанию “Жертвоприношение Исаака” (1603), “Обезглавливание Иоанна Крестителя” (1608) и “Давида и Голиафа” (1610). 

2018  Меризи да Караваджо   globbers joomla templates
Изобразительное искусство